В основе композиций Пита Удольфа – многолетние растения природного облика и травы, посаженные крупными живописными куртинами, перетекающими друг в друга. В подобном стиле работает бельгийский дизайнер Крис Гиселен. Посадки масштабны, требуют большой площади, существенных расходов на растения и мульчирующие материалы, поэтому в частном саду можно говорить лишь о компромиссе – миксбордере природного облика с включением злаков.
В последние десятилетия мир ландшафтного дизайна переживает настоящую революцию, благодаря появлению так называемых садов "новой волны". Этот стиль сочетает природную красоту местных растений натурального облика и экологическую устойчивость. В центре этого движения стоит имя Пита Удольфа, голландского ландшафтного архитектора, чьи работы стали символом новой философии в создании садов и парков.
К содержанию ↑# Что такое сады новой волны
Удольфианский стиль, названный в честь его основоположника Пита Удольфа, стал важной частью садов "новой волны". Удольф известен своим уникальным взглядом на растения как на живые скульптуры. Его подход заключается в том, чтобы использовать растения не только для создания визуального эффекта, но и для формирования экосистемы, которая поддерживает биоразнообразие и обеспечивает устойчивость сада. Он уделяет особое внимание текстуре, форме и структуре растений, а также их взаимодействию друг с другом.
Пит Удольф начал свою карьеру в конце 1970-х годов и быстро стал новатором в области ландшафтного дизайна. Его работы можно увидеть по всему миру — от знаменитого парка Хай-Лайн в Нью-Йорке до частных садов в Европе.
Сады "новой волны" представляют собой отход от традиционных формальных садов с их строгими линиями и симметрией. Вместо этого они предлагают более свободный и естественный подход, вдохновленный дикой природой. В таких садах растения подбираются с учётом их сезонных изменений, текстуры и цвета, что позволяет создавать ландшафты, которые остаются привлекательными на протяжении всего года. Основное внимание уделяется многолетникам и травам, которые придают саду динамику и живость.
К содержанию ↑# Общие принципы удольфианского стиля
Структура сада тяготеет к геометричной, формальной. Ее наполняют цветники из простых и распространенных растений природного облика. Впечатление должен производить весь массив посадок, а не отдельные растения.
Посадкам свойственны малоуходность и естественность, но, в отличие от натургардена, здесь есть простор для фантазии дизайнера. Растения со сложной агротехникой и случайные посадки противопоказаны.
Цвет в таких садах вторичен. Летом его «собирают» фигурные живые изгороди и топиарные формы. Весной, когда зелени еще мало, легко прочитывается геометрия дорожек и цветников.
Стиль строится на сочетании жестких архитектурных элементов (мощение, изгороди, зеленые колонны и полусферы) и неформального растительного наполнения. Дизайнерам этого стиля удается сочетать фактуры, декорировать подпорные стенки и создавать приподнятые цветники.
К содержанию ↑#
# Выбор растений в удольфианский цветник
Многолетники подбирают таким образом, чтобы они были декоративны как можно дольше, в том числе поздней осенью и в начале зимы. Растения оставляют в цветниках до конца февраля. Весной цветут морозники, подснежники, крокусы, пролески, видовые тюльпаны и нарциссы. На протяжении лета сменяют друг друга многообразные цветущие многолетники, а осенью сад украшают сухие колосья злаков, куртины очитка видного с темно-коричневыми соцветиями, зопник Рассела, высокая соломенножелтая копна вейника остроцветкового.
Наполняют такой цветник многолетниками с не очень крупными цветками, создающими ощущение легкости: астильбами, эхинацеями, тысячелистниками, ромашками. С помощью многолетников с эффектной листвой – бузульников, мискантусов, маклейи, а также растений со свечевидными и зонтиковидными соцветиями композиции задается определенный ритм.
Цветник строится на гармонии и контрасте формы соцветий, а злаки и травы создают ему необходимые плотность и легкость. Злаковые в удольфианских цветниках обязательны, они создают полупрозрачную дымку, своими соцветиями смягчают краски и размывают силуэты соседей.
Мягкие тона листьев и ажурные метелки смягчают переход от одного цвета к другому, декорируют неприглядные места во время перерыва в цветении, сухие стебли красиво смотрятся зимой под шапками снега.
Растения подбирают по времени цветения и особенностям роста. Например, в конце мая – начале июня цветник из травянистых многолетников выглядит совсем иначе, чем в конце июня.
- Растения, которые радуют глаз до поздней осени, сохраняя привлекательность на долгий срок (холодоустойчивые многолетники, травы), должны занимать 2/3 посадок.
- Растения-наполнители с коротким периодом цветения, которые быстро теряют декоративность после окончания цветения, – 1/3 (весенние первоцветы, однолетники). Предпочтение отдается видам, которые сохраняют форму после отцветания.
Цвет не играет особой роли, но в особой чести лиловая, фиолетовая и пурпурная палитра. Преобладающие тона приглушенные: серовато-розовый, голубовато-синий, сиреневый, лиловый, желтый, золотистый, всевозможные оттенки зеленого, серого и серебристого.
В композициях практически не встречаются пестролистные и желтолистные формы растений.
Общая площадь посадок высчитывается по диаметрам взрослых куртин, очень точно прорисовывается эскиз посадок.
# Растения по типу соцветий
Пит Удольф разработал собственную классификацию растений, используемых для создания своих цветников.
Она учитывает габитус (облик, внешний вид) растения, форму соцветий, высоту. На сочетании и контрасте разных форм соцветий и строится интрига.
Соцветия:
• «метелки» – большинство крупных злаков, лабазник, маклейя, роджерсия, василистник, астильба;
• «свечки» – вероникаструм, вероника, дербенник, клопогон, горец, коровяк, лофант, котовник, наперстянка, шалфей;
• «шарики» – мордовник, короставник, кровохлебка, синеголовник, астранция, декоративные луки, монарда;
• «зонтики» – посконник, бедренец, фенхель, дудник, очиток, тысячелистник;
• «ромашки» – астра, гелениум, девясил, рудбекия, эхинацея.
Начинающим Удольф рекомендует сначала освоить небольшой набор растений.
Для тени – папоротники, горянку, тиарелу сердцелистную, герань; оттеняющие растения – осоку и ожику.
Для солнца – веронику, астры, сальвии и очиток едкий, трясунку и овсяницу.
У каждого дизайнера свои излюбленные приемы, но все они следуют двум правилам:
1. Учитывать потребности растений. Только выполняя пожелания растений к освещенности, влажности, кислотности и плодородию почвы, можно создать хорошую долгоиграющую композицию.
2. Сажать многолетники в цветниках куртинами. Одна ромашка или одна наперстянка, так же как и единичный лук или тюльпан, выглядят по меньшей мере странно и грустно.