Разговор с противником охоты. Как правильно объяснить

Разговор с противником охоты. Как правильно объяснить

Разговор с противником охоты. Как правильно объяснить

Более двадцати лет я наблюдаю за антиохотничьей деятельностью, поэтому позволю себе дать несколько советов, как целесообразно вести разговор с противником охоты.

ПОРОЖДЕНИЕ «АСФАЛЬТОВЫХ ДЖУНГЛЕЙ»

Если вы встретились с противником охоты, то в первую очередь его нужно терпеливо выслушать, т.е. дать ему выговориться, а попутно выяснить, какое у него образование и на чем в первую очередь базируются его антиохотничьи убеждения. Можно заранее предвидеть, что в большинстве случаев вы имеете дело с городскими жителями, чаще всего студенческого возраста, подверженных бунтарским идеям. Противники охоты связаны с идеологией «прав животных» (animal rights).

Это своеобразная несмешная пародия на борьбу за права каких-либо меньшинств в человеческом обществе. Когда деятельность за «права животных» выходит на какое-то время из моды, то эти бунтари легко переводят свою кипучую молодую энергию в другое русло. Напомню известное изречение Уинстона Черчилля: «Кто в молодости не был революционером, тот лишен сердца. Кто в зрелости не стал консерватором, тот лишен ума». Все верно. Большинство антиохотников студенческого возраста подрастут и позабудут свою бунтарскую молодость. Лишь единицы станут профессиональными борцами против охоты, за этическое вегетарианство и «хорошую экологию» (такими малограмотными и обывательскими терминами они обычно оперируют).

Повседневная деятельность типичного антиохотника-вегетарианца не связана с большими физическими нагрузками. Он редко оказывается в полевых условиях — в реальном месте обитания тех самых животных, которых он так «любит». Поэтому борец за animal rights не нуждается в усиленном питании с повышенным содержанием животного белка, необходимого для поддержания мышечных волокон в рабочем состоянии после активной работы. Он плохо или совсем ничего не знает о реальных взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой, а всех живых существ подразделяет только на два типа: хищники и травоядные.

Если антиохотник причисляет себя к убежденным вегетарианцам, то можно уверенно предположить, что он не знает биохимию и не понимает закономерностей обмена веществ в организме человека и «других животных». Зачем морочить себе голову сложными химическими формулами? Главное — борьба за «хорошую экологию», которая непременно включает в себя отказ от охоты и вегетарианское питание. Среди борцов за «права животных» много гуманитариев и очень мало биологов.

Годы идут, люди меняются, на смену одним антиохотникам приходят другие, но их суть остается неизменной. Все они пускают в ход самые разные аргументы — от обывательских до псевдонаучных: «Вам не жалко милых птичек или зайчиков, в которых стреляете на охоте? Ведь их все меньше и меньше в природе. Главная причина уменьшения биоразнообразия — охота! Ученые утверждают, что именно охотники истребили мамонтов»…

БИОЛОГИЧЕСКОЕ НЕВЕЖЕСТВО

Даже на сайте профессиональных борцов с охотой можно увидеть вопиющие ошибки. Так, фотография горностая в снежно-белой зимней шкурке может быть подписана словом «норка», а изображение грызуна (суслика или луговой собачки) — «хорек». От сторонника этического вегетарианства (однозначного противника любой охоты и рыболовства) можно услышать: «Гемоглобин? А, это то, что называется В6?»

В подобных ситуациях за противников охоты становится просто неловко: уж названия-то животных можно было бы выучить, а если требуешь от человечества глобальных перемен (в частности, отказ от мяса), то элементарные основы биохимии, такие как обмен веществ, тоже неплохо бы знать. В связи с этим невольно вспоминаются многочисленные интернет-мемы с известной Гретой Тунберг: «Продавцы крабовых палочек! Не отнимайте палочки у крабов!» или «Хватит убивать голубей для изготовления голубцов!»

Повторимся: чаще всего противники охоты имеют очень поверхностные знания о взаимоотношениях различных живых организмов в окружающей среде. Поэтому в первую очередь будем снисходительны к таким проявлениям невежества. Быть может, кто-то из них побывает на охоте и будет вести себя, как герой рассказа Юрия Казакова «Долгие крики»: «Один из моих товарищей в первый раз был на охоте и учился стрелять. Он останавливался и начинал водить ружьем, отыскивая себе цель. Мы на всякий случай старались держаться подальше и несколько позади. Выбрав цель, он долго целился, зажмуривался, вздрагивал заранее, стрелял — ломкое эхо сыпалось по ближайшим опушкам.

Потом, вихляясь в своих высоких сапогах, он бежал глядеть, куда попали дробины, и говорил страдальчески:
— Ребята, но это же ужасно, ужасно! Как вы можете убивать живое существо? Вы такие добрые — никогда не поверю! Нет, это ужасно, ужасно…
И дико схватывался за ружье, когда из-под ног его выпархивал жаворонок.
— Стой! Не стреляй! — вопили мы, разбегаясь в стороны».
У противников охоты, как говорится, еще далеко не все потеряно…

ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ

Вероятно, в урбанизированных странах в массовом порядке проявляется такой хорошо известный психологический феномен, как антропоморфизм животных, то есть наделение их человеческими чертами. К этому привело скачкообразное развитие городской цивилизации, обособленной от окружающей среды, фактически оторванной от природы. Большинство жителей «асфальтовых джунглей» с детства слишком мало времени проводят в лесу, в полях и на реках, поэтому не владеют объективными знаниями о реальных взаимоотношениях живых организмов.

По этой причине они склонны бессознательно переносить на животных свои представления о справедливых взаимосвязях между людьми в цивилизованном обществе. Кроме того, специализация животноводства привела к тому, что фермы, на которых разводят животных, ограждены глухими заборами. Частное животноводство исчезает на глазах. В настоящее время даже на селе мало кто держит в личном хозяйстве корову, козу или кур. Если раньше городской ребенок мог познакомиться с разными домашними животными хотя бы во время деревенских каникул, то сейчас, увы, деревня исчезает буквально на глазах.

Деревенские продукты даже сельским жителям проще и дешевле купить на городском рынке и в супермаркете. Скоро наступят времена, когда и сельская детвора будет считать, что булки и сардельки растут на деревьях, а молоко разливают по пакетам из крана в супермаркете. Это все и приводит к тому, что в урбанизированной местности возникла и получила дальнейшее распространение идея, что «использовать животных для получения меха или продуктов питания так же преступно, как убивать людей или заниматься работорговлей».

Индивидуумы, которые считают эту идею правильной, естественно, начинают настойчиво требовать «освободить от эксплуатации» своих новых «сограждан». Впрочем, далеко не всем представителям царства животных можно рассчитывать на защиту своих прав. Например, для запрета охоты на бельков защитники прав животных могут устраивать шумные международные кампании с манифестациями и пикетированием посольств, а многомиллиардный промысел рыбы вызывает у них минимум эмоций.

Отождествление человека с животными имеет свои закономерности. В ход идет явный подлог: пропагандистские антиохотничьи материалы полны трогательных снимков лисят, зайчат, птенцов и других детенышей животных, а вот уже взрослую кошку, хватающую птенца или зайчонка, вы среди них не найдете. Почему? Потому что, по мнению борцов за animal rights, именно эти милые малыши являются добычей злых охотников, о чем говорят и подписи под фото. Перед нами циничный, но безотказно работающий способ воздействия на массовую психику людей, не знающих природу. Все охотники в курсе, что сезон охоты открывается тогда, когда подросшие сеголетки почти не отличаются от взрослых особей. За стрельбу по утятам-хлопунцам в старые добрые времена могли ружье и отнять и сломать о ближайшее дерево, а то и о спину горе-стрелка…

ОХОТНИКИ — ВРАГИ ПРИРОДЫ

Согласно энциклопедическим определениям, «охота — это поиск и преследование диких зверей или птиц. Она делает человека включенным в круговорот веществ, причем самым традиционным способом, без различных посредников в виде животноводов, работников пищевой промышленности. Но в глазах городского обывателя только охота непосредственно направлена на использование животных, птиц и млекопитающих. Вырубка лесов, распашка земель, строительство и деятельность промышленных предприятий, дорожной сети приводят к гибели огромного количества живых существ.

В современном обществе призывы «охранять и защищать природу» традиционно находят отклики. Бездумное использование бензопилы, плуга и бульдозера намного опаснее для природы, чем использование охотничьих ружей. Большинство животных, гибнущих от антропогенных факторов, вообще не относятся к объектам охоты. Загрязнение водоемов приводит к гибели миллионов водных и околоводных животных, к гибели целых экосистем. Как известно, ложка земли содержит больше микробов, чем живет людей на земле. Особенности восприятия позволяют многим людям этих фактов не замечать, а банальное невежество — не предполагать. Это происходит прежде всего из-за узости мышления критиков охоты. Естественные колебания численности из-за эпизоотий и резкого сокращения площади естественной среды обитания для большинства людей находится за гранью понимания. Именно охотники первыми оказываются крайними и попадают под прицел агрессивной критики.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОХОТЫ — УБИЙСТВО

По сути, охота представляет собой наиболее простой способ получения животной пищи, свойственный не только человеку, но и всем живым существам, чей организм физиологически приспособлен к усвоению белка. Хорошо известно, что охотиться умеют практически все приматы — ближайшие биологические «родственники» людей. Инстинктивные побуждения к занятию охотой имеются у всех людей, но не у всех они активированы. У тех, кто регулярно добывает зверей, охотничьи инстинкты адаптируются и развиваются, у подавляющего большинства городских жителей не востребуются и, можно сказать, атрофируются.

Охотники добывают зверей, птиц, пресмыкающихся и рептилий, рыболовы — рыб, раков, крабов, креветок, моллюсков. Как и любой другой вид деятельности, охота и рыболовство могут быть профессиональным занятием, направленным на получение товарной продукции, а может быть спортивно-любительским, когда человек получает удовлетворение от самого процесса.

Совершенно неправильно называть охотников садистами. Ни одному психически здоровому человеку не доставляет удовольствия истязать добываемое животное. Идеал охотника — это чисто битая дичь, то есть погибающая от выстрела мгновенно, а также полное отсутствие подранков.

Именно этой цели подчинено развитие охотничьего оружия. Если бы главным в охоте был именно процесс умерщвления животных, то зачем ходить десятки километров в тяжелых сапогах, таскать ружье и удочки, тратить деньги на экипировку и проезд до места охоты? Проще и дешевле купить на ферме живых кроликов или кур и «охотиться» на них, так сказать, не отходя от кассы.

Зачем же нужна любительская охота? Прежде всего это вид активного отдыха. Человек, находящийся в лесу без ружья, — это наблюдатель, а человек с ружьем, владеющий знаниями о поведении и распространении животных, уже часть природы. Ему нужно, чтобы вокруг него всегда было бесконечно много лесов, полей и водоемов, населенных самыми разными животными. На какую-то (весьма незначительную) часть этих животных он охотится, вкладывая при этом немалые средства в дичеразведение и другие биотехнические мероприятия. Кормушки, кормовые поля и солонцы посещают разные животные. И в первую очередь природа и животные нужны именно человеку с ружьем, а не далекому от охоты обывателю, подкармливающему белочку семечками в городском парке. Михаил Пришвин говорил: «Если бы не охотники, всех животных бы съели и не заметили».

Подводя итоги, можно сказать, что мы, охотники, всегда были на земле и всегда на ней будем, так как являемся неотъемлемой частью живой природы. Быть противником охоты означает идти против законов природы. Чем быстрее эта истина дойдет до антиохотников, тем больше пользы будет для всех нас.

Автор: Тагир Хуснияров / Опубликовано: 09.10.2024 / Просмотров: 8